Танцуя даже самые элементарные шаги сальсы, мы следуем четырем тактам в музыке, однако делаем только три шага, каждый из которых длится столько же, сколько удар. На последнем, четвертом такте, мы делаем паузу (что и заключает в себе счет танца как "быстро-быстро-медленно") или же прибавляем движение-украшение. Можно перемещаться или танцевать, не двигаясь с места; то есть просто красиво шагать, делая три шага с паузой в середине. "Шагай" таким образом в такт музыке – и ты уже танцуешь сальсу. Простота, присущая сальсе, делает этот танец необыкновенно гибким; танцуй так, как хочешь. Ты можешь двигаться в любом направлении, и точно так же можешь оставаться на месте, танцевать "в линейку" или по окружности. Последний такт можешь заполнять приставным шагом, легким ударом ноги об пол или просто паузой.
Внимание! Под шагом в сальсе подразумевается, когда ты ставишь ногу на пол и переносишь на нее вес тела (шаг с перемещением веса). Во многих латиноамериканских странах пары сами выбирают, на какую ритмическую долю им танцевать, и это не обязательно первая доля.
Все это могло бы показаться ритмическим произволом, и было бы им, если б не существовал один очень важный аспект. Ритмы-прародители сальсы всегда принадлежали к танцевальной музыке. От них сальса унаследовала (по крайней мере, в странах Латинской Америки) главный принцип: все имеют равное право получать удовольствие на танцполе. Это то самое правило, которое предотвращает превращение танца в разрушительный хаос. Соблюдение этого правила (особенно в паре) приводит к тому, что, соединяясь вместе, спонтанность, индивидуальность и чувство ритма, формируют ту особую среду, в которой кроется причина популярности латиноамериканской музыки.
Несмотря на то, что музыка постоянно подвергалась различным влияниям, ей удалось сохранить свою первоначальную жизненную силу, – так же случилось и с танцем. В отличие от других латиноамериканских танцев, например, меренге или кумбьи (которые иногда тоже относят к разновидностям сальсы (!) сальса имеет схожесть с линди-хопом, свингом и хастлом. И даже показала себя способной включать элементы бальных латиноамериканских танцев и аргентинского танго. Удивительно!
Разновидности сальсы
Способов танцевать сальсу существует много, и количество их увеличивается согласно тому, откуда родом танцующий и как он научился. Однако в целом сальсеро, родом из разных стран и воспитанные разными культурами, могут танцевать вместе, хотя бы на простейшем уровне. Британская сальса базируется обычно на шаге назад, и повороты выполняются на второй счет, как бы "беря эстафету" на первый, против часовой стрелки. Североамериканская сальса, напротив, в качестве базового шага использует латиноамериканский и многие фигуры содержат повороты направо. Сальса Карибских островов и Латинской Америки начинается с выхода, далее движение идет по кругу, с медленными поворотами. В этом стиле различают кубинский и колумбийский подвиды, характеризующиеся тем, что в одном движение "уходит в пол", а в другом контакт ноги с полом выражен гораздо слабее.
Мы не должны терять из виду перспективные направления; все эти различия доказывают богатство танца, не дают ему стоять на месте. Нужно иметь в виду, что индивидуальные стили могут дробиться на многочисленные "подварианты", поэтому принять какой-то один стиль за окончательный эталон сальсы и стараться внушить эту мысль своим ученикам – занятие пустое и ошибочное.